В Интернете можно встретить сотни жалоб на действия сотовых операторов: от рассылки рекламных СМС-сообщений до снятия денег за некие услуги (иногда оказываемые третьей стороной). Что интересно, многие абоненты обращаются в соответствующие надзорные и правоохранительные органы, есть уже внушительная юридическая практика по тому, как решаются споры сотовых операторов и абонентов. Начнем с самого наболевшего: с СМС-спама. Казалось бы, уже было принято законодательство, ограничивающее рассылку сообщений.
Но только за последний год Вымпелком (Билайн) и МТС были обязаны выплатить штрафы за рассылку сообщений с предложением принять участие в лотерее. Помните, если вы не давали согласия на получение СМС, то действия сотового оператора нарушают часть 1 статьи 18 закона «О рекламе», которая требует обязательного получения согласия на получение рекламной информации. Причем доказывать наличие этого согласия придется именно сотовому оператору. Правда, здесь появилась лазейка: жалобы на получение спама начинались после оплаты телефона в некоторых терминалах. Владельцы передавали номера контент-провайдерам, причем соответствующее «согласие» было прописано в оферте терминала, которую никто не читает. В интернете много рекомендаций. Например, компания Айфри жалобы на нежелательные СМС советуют, в первую очередь направлять операторам. Их менеджеры смогут сориентировать, как отказаться от подобных СМС.
Еще один распространенный случай — платная смена тарифа. Согласно поправке Постановления Правительства РФ от 25.07.2007 N 477 взимание платы при смене тарифа незаконно. Однако это распространяется только на тарифы, подключенные после принятия закона (закон обратной силы не имеет), поэтому если вы подключались до этой даты, то вам придется оплатить смену тарифного плана. Если с вас требуют денег и при смене тарифа после июля 2007 года, то вы можете смело обращаться в местное отделение Федеральной Антимонопольной Службы с жалобой на оператора.
По данным найденным в блоге Айфри больше всего жалоб от абонентов поступает в период летних отпусков: когда все узнают о стоимости разговора в роуминге. Здесь ФАС выявила два нарушения. Первое: операторы связи между собой рассчитываются посекундно, а с абонентами поминутно. То есть имеет место предоставление заведомо невыгодных условий договора при наличии технической возможности посекундной тарификации. Второе: необоснованная завышенность стоимости разговоров в международном роуминге. Текущие тарифы превышают европейские в 3-6 раз и абсолютно несопоставимы с тарифами международной связи